ПОСТ - ВРЕМЯ МЕНЯТЬСЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ.
Священник Александр Волохов
Отец Александр, сейчас идет Великий пост. На что прежде всего нужно обращать внимание в это время?
– Пост – время священное. Само по себе – «священное время». Нужно сказать: «Всё, конец прежней жизни». И жить по-духовному. И не выгадывать себе ничего. Мог бы – убежал бы в лес на весь пост, с псалтырью, да с краюхой хлеба. Но вот не могу, приход, жена, дети… Опять же здоровья никакого уже нет… Да и молиться толком так и не научился, чтобы в лесу одному сидеть… Поэтому, возьмите с меня положенное, но остальное – моё. Хотя бы одно только это желание, но это мое, постовое, пустынное и аскетическое…
– А что нужно, чтобы происходил рост, чтобы пост не превращался только в воздержание от пищи?
– Я всегда постом вспоминаю историю про святителя Митрофания Воронежского. У него был келейник, которого он очень любил. И как-то под конец Великого поста, он идет к себе в келью и чувствует, что из комнаты его келейника сильно пахнет рыбой. Святитель постучался, зашел, и видит: келейник сидит с каким-то человеком и, действительно, ест уху. Он говорит: «Брат, ты это как? Чего вдруг?» А у него был строгий монастырь, сам он был строжайшим постником. Тот отвечает: «Понимаешь, это мой односельчанин, друг детства, мы с ним были не разлей вода, он ко мне приехал первый раз за 15 лет. И привез в подарок рыбы. Выкинуть её я не могу, а так она пропадёт… И мы с ним вот сварили этой ухи…». «Ну, ладно, – говорит свят. Митрофаний, – такой ухи и я с вами поем». Сел и поел. Не потому что хотелось, а потому что по сравнению с этой дружбой и любовью запрет на рыбу постом был просто ничто… Но нам с вами нарушать пост пищевой не надо. Что мы тогда соблюдаем, если его нарушаем? Договорились – договорились. Надо выполнять. Это вопрос верности. А веры без верности практически не бывает.
Или вот такая ещё постовая история. У одной моей знакомой были проблемы, и она ездила к духовному человеку. Проблемы были настоящие, очень серьёзные. Она ему говорит: «Я сама взяла на себя такое послушание, читать за эту беду по 2 кафизмы в день. Это нормально?» А он: «Почему 2 кафизмы? У тебя же это всё горит и гибнет. Так ты вот возьми и сразу всю Псалтирь прочти! И ещё прочти, и ещё. Что ты мямлишь…». И жизнь ее изменилась, правда. Если тебе что-то очень нужно, то пожертвуй чем-нибудь серьезным! Или ты хочешь всё время по 5 копеек платить? Значит тебе ничего просто не надо – ни жениха хорошего, ни детям здоровья, ни жилья достойного. Любая жертва, всё, что человек делает, действительно с кровью от себя отрывая, мгновенно отзывается. Никто не хочет, чтобы ты мучился. А если ты каждый раз по 5 копеек платишь, тебе и будут отдавать на 5 копеек. Ничего в жизни не изменится. Если ты романы читаешь – тебя за уши не оттянешь, а Псалтирь – 15 минут, да и то не каждый день, то, может статься, ты просто библиофил, а не православный христианин…
А пост, всё-таки, такое время, когда в себе самом что-то можно поменять по-настоящему. Это время, когда просьбы слышатся, когда слезы особенно учитываются. Господь Сам нам такое время определил. И если б оно было неважным, что, в конце него разве Благодатный огонь сходил бы? Пост не может быть обыкновенной жизнью, это какое-то движение, рывок. И ещё – это такое время, когда плод духовной жизни очевиден.
– Считается ли грехом, если человек в еде пост не соблюдает, но в духовном плане старается вести себя правильно?
– Дело в том, что невозможно, не соблюдая одного, делать всё остальное хорошо. Так не бывает. Пост – это некоторый договор: мы с Богом договорились, что мы будем это выполнять. Какой смысл в договоре, если мы его нарушаем? Что там такого, что ты выполнить не можешь?! Что?
У святителя Николая Сербского есть чудные «Индийские письма». Индусы ездят по Европе и рассказывают, что они видят в ее духовной жизни. И они все поражены тем, что в Европе в церковь ходят один раз в неделю и молятся только перед едой. Они говорят: «Как так? Мусульмане, над верой которых вы превозноситесь, пять раз в день молятся»… А мы считаем, если человек Правило читает и в церковь два раза в месяц ходит, то он уже сделал столько! Поэтому в посте нет ничего такого, что ты сделать не можешь, что тебе не по силам…
– А как нужно проводить Страстную седмицу?
Как-то внутренне нужно всё оставить, особенно в последние дни: среду, четверг, пятницу, субботу. А в этом году Великая суббота совпадает с Благовещеньем, это очень редкое явление: Благовещение – за день до Пасхи. В нашей жизни такое больше не повторится.
Страстная седмица, наверно, – самое эмоциональное церковное время. Мне кажется, греха не будет, если человек те события будет стараться переживать, для того чтобы почувствовать себя рядом со Христом, который страдает и гибнет…
Это любимые мои дни во всей жизни: четверг-пятница-суббота Страстной седмицы. Дело в том, что в это время всё реально: события реальны, переживания реальны. И еще – огонь Благодатный в конце. Религия, культ – невещественны и почти бесплотны. А вот здесь, наоборот, столько такого, что можно потрогать. Это удивительное время. Поститься, мне кажется, нужно хотя бы для того, чтоб вот эти дни пережить… Эти дни, конечно, – великие дни.
– Интересно, как в семьях священников принято праздновать Пасху?
– У нас не получается праздновать Пасху, потому что в семьях священников все, как правило, участвуют в ее подготовке. Не знаю, большой ли это секрет: когда у всех праздник, у нас хлопоты, хлопоты, хлопоты… Никаких особых традиций у нас нет. Посидим вместе с приходом, разговеемся, потом чуть живые от усталости домой. Там всей семьей собираемся за столом, даже маленьких детей подымаем, и разговляемся – это, наверное, самая главная традиция.